Мы живем, ставим себе какие-то цели, добиваемся их, ставим новые, снова добиваемся. Для меня очередной чекпоинт – это повод получить удовольствие от результата, оглядеться вокруг и понять, куда двигаться дальше. В это время происходит работа над ошибками: делаю выводы, отдыхаю, читаю, получаю новые знания. Когда надо получать удовольствие? Во время самого процесса или только после достижения результата? Всё это индивидуально, и зависит от типа работы, типа проекта, заказчиков, рабочей обстановки.
Паузы полезно делать не только после достижения результата, но и в процессе, чтобы перевести дыхание оглядеться по сторонам, понять туда ли ты двигаешься, чтобы результат соответствовал требованиям и желаниям. В наше время повсеместно доминирует Западная модель, а она подразумевает направленность только на результат. Человек определяет цель и непреклонно 7 дней в неделю, 24 часа в сутки, следует к её достижению. Непрерывно происходит движение и восполнение пробелов знаний – нет времени жить, нет времени радоваться, получать удовольствие и оглядываться по сторонам. Противопоставление Западной модели, в которой человек получает удовольствие только от результата, существует Восточная модель. В ней главное – жить, получать удовольствие в процессе и наслаждаться положительными и отрицательными моментами.
На данный момент я придерживаюсь западной модели достижения целей, но она может привести к бесконечному стрессу равному размеру пути к цели. И так, у нас появляется стрессовая составляющая, а что будет с ней, если конечная цель не воплотиться в жизнь? Запой, депрессия? Если достижение цели рассматривать как проект, то эффективней, в плане экономии нервов разбить её на небольшие субцели, и радоваться по достижению каждого результата. Если получить конечный результат в ближайший год не предвидеться, то надо учиться получать удовольствие в процессе выполнения работы. Заложенную конституцию изменить не так и просто, как кажется. Кто-то получает удовольствие в процессе, кто-то нет. Чтобы переключиться с Западной модели достижения цели на Восточную, нужно приложить усилия, работать над собой, пересматривать ценности и развиваться в этом направлении.
Процессник и результатник
Процессники умеют получать удовольствие от процесса и хотят, чтобы действие не кончалось, было бесконечным. Для них это комфортно, удобно и привычно. Результатник напротив, ставит цели, идет к ним и получает удовольствие только от итога своих действий. Есть различные виды, гибриды результатников и процессников, но в это пока углубляться не буду. Предполагаю, что категорически делить всех людей на процессников и результатников нет смысла. Надо смотреть на частные случаи — есть большая вероятность, что процессник в определенных обстоятельствах и вопросах может повести себя как результатник и наоборот.
Интересно, процессник – это черта консервативных и увлекающихся людей или нет? Вопрос сложный. Увлеченные люди всецело поглощены процессом, иногда забывают о еде и сне. Иногда бывает, что я в творческом порыве и под впечатлением от переговоров с заказчиком, могу долго работать над одним интернет-проектом день и ночь. Потом передаю свой запал остальным участникам проекта, и получается два в одном: удовольствие и во время процесса и после достижения результата.
Начинал писать данную статью с уверенностью, что я результатник, но в процессе написания появились сомнения. Решил пройти тест «Процессник – Результатник». Вердикт сомнительной системы таков: «Вы, Ярко выраженный Результатник». Важен результат или конечный итог, который остается от действий и приложенных усилий. Присущи прямолинейность, инициативность и энергичная жесткость при достижении цели. Минусы такого результатника: легко загорается новыми целями, но иногда не полностью просчитывает возможные способы и ресурсы необходимые для её воплощения. Примеряю на себя описание ярко выраженного результатника, отчасти подходит. Порадовали рекомендации для экономии нервов при незапланированных результатах:
- будьте более расслабленным, умейте любить и радоваться;
- научитесь большей гибкости и лавированию при достижении цели;
- тщательнее просчитывайте рентабельность целей и планируйте задачи на отдаленную перспективу.
Вы процессник или результатник?
Почему вы сделали такой вывод?
Я, однозначно, результатник, так как для меня главное — конечный результат. Если он достигнут, то на душе становится приятно, что день прожит не зря. Если результата нет, значит были сделаны ошибки, которые нужно исправлять.
А если результаты не значительны, но их много? И такой вопрос, например вам надо поехать по делам в одно места, вы попытаетесь непременно туда отправиться или отложите дело на последующий день, когда к этому делу прибавиться попутное. Т.е. чтобы не ездить по одному делу.
Несколько лет назад, когда жизнь была не такой быстротечной, получалось одновременно выполнять сразу несколько дел — завершение одного дела было продолжением другого. Сейчас несколько иначе — ставишь одну цель и ее достигаешь. В описанном случае лучше отложить решение вопроса на день, чем дважды пытаться решать смежные дела
Отнесла бы себя к результатнику. Ибо:
1) всегда достигаю результата, даже если цель фантастически трудная.
2) мне нравится покорять те вершины, которые я ещё не покорила.
3) иду даже на неоправданные риски для достижения успеха.
хотя…
получаю удовольствие и от самого процесса, и огорчаюсь, что достигла высоты, потому что придется искать новую цель («Мечта воплотившившись во что-то мечтой уже быть перестала» — как сказал известный бард).
Я, наверное, больше процесник… Хотя таки чаще всего все зависит от обстоятельств. Если дело интересное или приятное, то процесс может быть чуть ли не важнее результата, но если приходится делать что-то трудное или неприятное, то тогда уже сосредотачиваешся на результате и стараешся как можно быстрее его достигнуть.
Восточная модель — получать удовольствие в процессе и наслаждаться положительными и отрицательными моментам, ещё называется Славянской моделью. Она нам гораздо ближе, чем западная ИМХО.
На каждое ИМХО есть другое ИМХО 🙂 Если серьезно, то несчастье — это болезнь нашего века. В Москве, даже проводятся семинары и тренинги: «Как быть счастливым», т.к. люди постепенно теряют навык получения удовольствия в процессе. И сейчас в меня полетят канцелярские принадлежности от HR-ов…
Всему виной маркетологи которые покушаются на свободные деньги у граждан!!!! Люди чего-то сильно хотят, но когда этого не получают — расстраиваются и становятся несчастными. Ещё откладывают получения удовольствия на потом, а не получают его в процессе — цель не достигнута, удовольствие не получено.