Случайная компьютерная ностальгия

Вчера наводил порядок в своих документах и прочих бумажных архивах, обнаружил реликвию родом из 90-х. Реликвией она является для тех, кто помнит 3,5 дюймовые дискеты ёмкостью 1,44 Мб (floppy disk), Intel Pentium MMX 166 MHz, MSDOS, Norton commander, Windows 3.11, видеокарты ViRGE (Virtual Reality Graphics Engine) и Voodoo, а HDD 1Gb и 2,5Gb привычный объем. Для всех остальных это просто бумажка.

Для всех остальных это просто бумажка.

Краткий словарь терминов – вкладыш к книге «Персональные компьютеры».

База данных – информация, упорядоченная в виде набора элементов (записей) одинаковой структуры; для обработки записей используются специальные программы, позволяющие упорядочивать записи, делать выборки по указанному правилу; обычно базой данных называют и информацию, и программы её обработки.

Байт – общепринятая единица измерения информации, используемая для указания объема памяти, скорости передачи информации и других характеристик ЭВМ. Один байт состоит из 8 битов. При представлении символьной (текстовой) информации каждая буква, цифра или знак занимает 1 байт; 1 Кбайт (произносится «килобайт») равен 1024 байтам, но для простоты часто говорят, что 1 Кбайт – это «тысяча байт»; 1 Мб (произносится «мегабайт») равен 1024 Кбайтам, но часто говорят, что 1 Мбайт – это «миллион байт».

Бит – двоичный разряд, элементарная единица информации, принимающая значение 0 или 1.

Внешние накопители – устройство для постоянного хранения информации (программ и данных): магнитные ленты, гибки и жесткие магнитные диски.

Деловая графика – программа подготовки графической информации и выдачи её на экран или принтер; обычно используется ограниченный набор вариантов: гистограммы, линейные графики, круговые диаграммы.

Дисплей – устройство визуального отображения информации; на экран дисплея выводятся тексты и графические изображения.

Знакоместо – элемент экрана дисплея, в котором может быть изображен ровно один знак: буква или цифра; типичный экран ПЭВМ содержит 25 строк по 40 или 80 знакомест в каждой.

Интегрированная система – программа, включающая несколько взаимосвязанных прикладных пакетов; обычно содержит текстовые редактор, электронную таблицу, базу данных, деловую графику, средства телекоммуникации.

Каталог файлов – логический раздел на внешнем накопителе, объединяющий группу файлов и хранящий информацию об имени, объеме, дате и времени создания (или последнего изменения) файла.

Клавиатура – устройство ввода текстов, чисел и управляющей информации в память персонального компьютера; внешне похожа на клавиатуру обычной пишущей машинки, но имеет дополнительные группы клавиш для расширения возможностей управления компьютером.

Команды ОС – текстовые приказы, вводимые пользователем с клавиатуры и содержащие обращения к различным функциям ОС.

Курсор – мигающий или выделенный другим способом значок на экране дисплея, который обычно указывает позицию, где отображается очередной вводимый с клавиатуры символ.

Микропроцессор – электронная микросхема, обеспечивающая выполнение арифметических, логических и управляющих операций, заданных программой в машинном коде; тип микропроцессора определяет внутреннюю архитектуру ПЭВМ.

Многооконный интерфейс – вид диалогового взаимодействия пользователя с программами, при котором каждой программе отводится прямоугольная область на экране, называемая окном.

Операционная оболочка – программа, занимающая промежуточное положени между операционной системой и прикладными пакетами; её цель – интеграция прикладных пакетов.

Операционная система (ОС) – важнейшая часть программного оснащения компьютера, обеспечивающая управление всеми аппаратными компонентами и позволяющая отделить остальные классы программ от непосредственного взаимодействия с аппаратурой.

Оперативная память, или оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) – устройство, где размещаются во время исполнения программы, а также используемые ими данные; оперативная память характеризуется более высокой скоростью записи и чтения и меньшим объемом, чем внешняя память; при выключении машины содержимое оперативной памяти не сохраняется.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) – разновидность ПЭВМ, содержимое которой постоянно (сохраняется при выключении машины); запись информации в ПЗУ невозможна, а чтение может производиться с высокой скоростью; в ПЗУ обычно находятся программы и данные, обслуживающие работу аппаратуры.

Прикладной пакет – комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса.

Принтер – устройство для печати на бумаге информации, передаваемой из памяти персонального компьютера.

Программа – последовательность действий (команд, операторов), записанная на специальном языке и предназначенная для выполнения компьютером.

Системный блок – корпус, в котором находятся основные электронные компоненты персонального компьютера, а также блок питания; в нем могут размещаться внешние накопители, а иногда в него встраиваются также дисптей и клавиатура.

Текстовый редактор – программа для подготовки и обработки текстовой информации, которая позволяет вводить символы (буквы, цифры и др. знаки) с клавиатуры и осуществлять различные действия по изменению (редактированию) текстов под управлением пользователя.

Телекоммуникации средства – программные и аппаратные средства, позволяющие передавать информацию от одного компьютера к другому.

Транслятор – особая программа, назначение которой состоит в преобразовании текста, записанного человеком-программистом на языке программирования, в машинный код, который может быть исполнен компьютером.

Файл – именованная область внешней памяти для хранения программ и данных для их работы; в файлах могут содержаться произвольные текстовые документы и числовые данные, закодированная табличная, графическая и любая другая информация.

Функциональные клавиши – группа клавиш на клавиатуре ПЭВМ, не имеющая постоянного, закрепленного назначения; ФК могут «программироваться», т.е. приобретать по воле программиста определенный смысл в прикладных и системных программах.

Электронная таблица – программа обработки числовой и текстовой информации, упорядоченной в виде таблицы с именованными строками и столбцами.

Язык программирования – формальная система для записи алгоритмов в виде программ.

Случайная компьютерная ностальгия: 1 комментарий

Добавить комментарий для Sergey Kudak Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*