Роли в тимбилдинге

Человек – по своей сущности существо социальное, в связи с этим, жить ему не одному, общаться не с отражение в зеркале и работать не в гордом одиночестве. Чаще люди работают не наедине, а в команде, участники которой делятся по ролям. Если посмотреть на несколько команд и сравнить их, то сразу можно заметить разницу в способе решения поставленных задач и реализации проектов. В целом одни будут успешнее других, а почему это происходит, объясняется в направлении менеджмента – тимбилдинге (Team building). Возможно, некоторым читателям  нравится работать наедине, но работу они делают для кого-то, поэтому с заказчиками или покупателями им придется общаться всё равно.

Рэймонд Меридит Белбин – создал теорию и модель «Роли в команде менеджеров», автор 9-ти книг ставших настольным пособием для управленцев. Этот англичанин не только доктор психологических наук и профессор университетов в Бристоле и Экстере, советник ООН и ЕС, но и инициатор разработки программы e-Interplace – которая используется во многих компаниях, для определения ролей.

Как писал Майкл Армстронг: «Команда – это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, которые собраны для совершенствования решения задач в целях повышении производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность». Суть распределения по ролям — это использование индивидуальных особенностей, психологических качества и профессиональной компетенции участников команды. Такой подход похож на краудфандинг (сrowdfunding).

Рэймонд Белбин предлагает использовать в команде 8 ролей и одного эксперта:

  1. Генератор идей. Креативщик, который рождает оригинальные идеи, в не зависимости от степени их бредовости.
  2. Исследователь ресурсов. Не только фильтрует идеи, генератора идей, но и привносит новые, свои или взятые извне.
  3. Координатор (председатель).  Лидер с грузом ответственности и обязанностью направлять команду к достижению цели.
  4. Мотиватор (драйвер). Не дает процессам простаивать, может внедрять идеи, похож на вдохновителя команды, но использует другие методы.
  5. Аналитик (стратег). Оценивает все предложения и идеи, определяет правильное направление движения к достижению цели.
  6. Вдохновитель команды (душа компании). Должен объединять членов группы, решать конфликты, раскрашивать серые будни и вносить гармонию в коллектив.
  7. Реализатор (работник). Преобразует стратегический план и задачи в конкретные решения или переводит с обычного языка, на технический.
  8. Контролер (завершитель). Подводит итоги по окончанию проектов, составляет отчеты, тестирует результат и старается нечего не пропустить.
  9. Специалист (эксперт). Эксперт – это профессионал в своей области/отрасли.

Схема ролей в команде с использование направлений «Идеи – Задачи – Люди»:

Идеи – Задачи – Люди

Не обязательно 1 участник – это одна роль, каждый человек может играть несколько ролей, а одну роль можно поделить среди нескольких людей. Роли всех участников команды в тимбилдинге формируются на основе трёх «как»:

  1. Как ты видишь себя?
  2. Как видят тебя другие?
  3. Как видит тебя непосредственно начальник (динамическая составляющая)?

Обратите внимание, что названия ролей в разных источниках могут не совпадать, а описания обязанностей и качеств, присущие той или иной роли, могут дополняться.  Теория Рэймонда Белбина «Роли в команде менеджеров» может использоваться не только для определения структуры, но и для анализа эффективности компании в целом.

Какую роль вы бы взяли себе и почему?

Роли в тимбилдинге: 5 комментариев

  1. Я однозначно — вдохновитель команды. Когда меня видят коллеги, они начинают улыбаться и у них поднимается настроение. Почему такое происходит, я не знаю. Может быть потому, что я бесконфликтный человек и часто иду на компромиссы.

  2. Ну я точно не вдохновитель 🙂 Я скорее исследователь ресурсов по духу. Ну а по факту то частично и реализатор, и контроллер. Правда я работаю не в бизнесе в буквальном смысле, но ведь эта схема в принципе применима к любой команде.

    • Не обязательно 1 участник = одна роль, каждый человек может играть несколько ролей. Поэтому мы все разносторонне развиты.

      А что больше всего нравится делать или какая роль симпатичней других?

      • Более того, мне кажется, что ситуация 1 участник — 1 роль — вообще большая редкость. Чаще на разных этапах реализации проекта каждому приходится хотя бы частично брать на себя как минимум 2-3 роли.
        А мне таки симпатичнее наверное именно роль исследователя ресурсов, если я ее правильно поняла из описания. Т.е. оценить перспективность или же бесперспективность идеи, улучшить и дополнить ее мне проще, чем придумать что-то на пустом месте. Ну а если выбранный путь мне понятен, то и реализовывать тоже интересно.

  3. После 14-ти месяцев с даты публикации статьи «Роли в тимбилдинге» появилась идея написать материал «Анти-роли в тимбилдинге». В которой пойдет, как раз о генераторе идей, компетентности координаторов группы и сторонних работников — не входящих в команду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*