Навигация на сайте

Навигация на сайте

До окончания сезона отпусков осталось совсем немного, поэтому у вас ещё есть время, чтобы исправить недочеты и улучшить навигацию на своих сайтах. Под навигацией по сайту, можно подразумевать все возможные инструменты (способы), при использовании которых посетитель сайта переходит со страницы на страницу внутри интернет ресурса и за его пределы. На каждом сайте присутствует несколько таких инструментов, начиная от банальных ссылок, меню и карты сайта, заканчивая релевантными заголовками которые выводятся в зависимости от контента просматриваемой страницы или предпочтений пользователя. Юзабилити (usability), UX (User Experience) или UI (User Interface) -называйте это как угодно, но главное, чтобы навигация была продумана, удобна, привычна и проста для поиска необходимой информации.

Это статья будет логическим продолжением записи про логотипы для сайта, в которой было рассказано, про расположение логотипов на интернет ресурсах, их функциональные особенности и разобраны несколько примеров. В этой статье, я продолжу описывать способы оптимизации сайта для более удобного и быстрого поиска информации в интернет проектах. Если вы занимаетесь проектированием интернет ресурсов или управлением проектами, возьмите полученные знания на вооружение.

Если спросить рядового пользователя, какие способы навигации он знает, то мы услышим подобный ответ: «Меню, логотип, карта сайта, ссылки, картинки, поиск». Этот вариант ответа в идеале, но скорей всего, в него не будут входить логотип, поиск и карта сайта, почему так происходит? Клик по логотипу, воспринимается как должное, и пользователь ожидает предсказуемого события при взаимодействии с ним – перехода на главную страницу. Карта сайта – почти всегда, представляет собой некий костыль, на котором проблематично что-то найти. Поиск, не воспринимается как инструмент навигации, т.к. при правильной реализации его функционала и грамотном дизайнерском решении он представляет некоторый симбиоз элемента интерфейса сайта и навигации.

Существует три вида навигации по сайту:

  1. Глобальная навигация (Global Navigation) – это постоянные ссылки меню на ключевые категории сайта и разделы, которые (ссылки) повторяются на каждой странице интернет ресурса. Глобальную навигацию можно назвать, главным меню. Главное меню чаще расположено вверху и имеет горизонтальное положение, реже вертикальное и находится в боковой панели сайта. Глобальная навигация показывает посетителям, что есть на сайт, что он готов им предложить и отвечает на вопрос «Где я». Рекомендуется выделять текущий раздел сайта, в котором находится пользователь.
  2. Локальная навигация (Local Navigation) – это некий набор ссылок, который позволяет понять пользователю сайта, «Куда я могу перейти с этой страницы», «Что ещё есть на этом сайте по соседству с этой страницей». Например, на этом сайте, в блоге роль локальной навигации выполняют ссылки «следующая», «предыдущая» статья и рубрики которые расположены справа.
  3. Контекстная навигация (Smart Navigation) или умная навигация – динамическая область сайта, которая предоставляет набор ссылок, иногда дополненных изображениями, в зависимости от контента страницы или предпочтений пользователей. Иногда, под контекстной навигации подразумеваются, обычные ссылки в тексте с определенных слов, которые ведут на статью схожей тематики или глоссарий – дающий разъяснение или описание определению. Контекстная навигация рассказывает «Если мне это понравилось, что я ещё могу почитать/посмотреть/послушать».

Вернусь к пункту два «Локальная навигация» и к рубрикам блога,  которые расположены справа от основного контента. Почему справа, ведь на большинстве сайтов локальная навигация находится в левом блоке, это старая добрая история. Давным-давно на мышках не было колесика прокрутки, и пользователям приходилось листать страницу с помощью функциональных клавиш клавиатуры или полосы прокрутки расположенных в браузере. Потом в мышках появились колесики, на ноутбуках стали внедрять мультитач жесты и казалось бы, надобность подобного функционала пропала, но тут стоит обратить внимание на ещё один факт. Большинство людей правши, они держат компьютерную мышку в правой руке и получается им удобней работать с интерфейсами ориентированным на правшей. Если меню, находится в левой колонке, получается перекрестие взаимодействий. Но почему так получается, «привычно — когда слева, а удобно когда меню справа», возможно, мы привыкли к неправильному расположению меню.

Какой расположение навигации удобное для вас, в левой или правой колонке?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*