Игры, в которые играют люди

Игры, в которые играют люди

Эрик Леннард Берн (1902-1970) – признанный модерновый психолог и психотерапевт, который создал и продолжительно работал над теорией — «трансакционный анализ». Как показала мировая практика, эта не только теория, но и практический атлас мира социальных взаимодействий. В книге разбирается эмоциональный и сенсорный голод, который может произвести биохимическим и органическим изменениям у человека, потребность к узнаванию, поглаживания и игры.

«Поглаживание» — единица измерения социального действия, которая может выражаться в признании присутствия другого человека. Трансакция в этом примере, является обмен поглаживаниями.

После сенсорного голода, которой можно сравнить с приемом пищи, лишать общения – приводит к истощению человека, но всё это индивидуально, наступает потребность в упорядочивании времени. Пример неупорядоченного времени – это неловкая пауза в разговоре, которую люди стремятся заполнить, нарушенный режим и распорядок бодрствования. Решение этой проблемы – это некое программирование, которое может выражаться в трех ключевых программах: индивидуальная, материальная, социальная. Материальная программа – не решает социальных проблем, они является классом, для обработки имеющейся информации и создает повод для «поглаживания». Социальная программа – ритуальное или устоявшееся в обществе или  в определенном кругу людей общение. Отчасти эта программа позволяет соблюдать настойчивость, доброжелательность, тактичность, дипломатичность. Индивидуальная программа – скрытый код, который пробуждается, когда совершен поступок, выходящий за пределы социальной программы или считается аморальным/грубым в обществе.

Игра – это последовательность действий, которая подчиняется индивидуальным, а не социальным программам, например: семейная жизнь, очередной конфликт на работе, противостояние детей и родителей, всё это может тянуться годами как день сурка. Лживость эмоций и их подчинение правилам игры, вот отличительная черта всех игр, в которые играют люди. Развлечения и игры являются подменой реальной жизни и реальной близости. Только настоящая близость может удовлетворить сенсорный, узнавательный и упорядочивательный голод. Слово удовлетворение в повседневном обиходе слабо применимо с некоторыми играми, большая часть которых программируется на автомате, лучше использовать «выигрыш» или «вознаграждение».

Выигрыш от социального контакта связан с сохранением физического и психологического равновесия. Он может проявляться в освобождении от напряжения, устранении психологически опасных ситуаций, приобретении «поглаживаний» и поддержании достигнутого равновесия.

Структурный анализ

У каждого индивидуума есть несколько состояний Я, которые выражаются при общении в изменении своей позы, голоса, словаря и эмоций. Каждое такое «Я» — не роль, а психологическая реальность, соответствует определенному состоянию сознания с набором чувств и моделей поведения. Вот несколько базовых состояний:

Я родитель – похожий на образ своих родителей или тех, кто их заменял и существует в двух формах, прямой и косвенной. При прямом, активном состоянии индивидуум поступает так, как поступил бы его отец или мать: «Делай, как я». В косвенном выражении – поступает так, как ожидали от него родители: «Не делай, как я делаю, делай, как я говорю». Родитель позволяет взрослому вести себя как родитель по отношению к собственным и другим детям и делает многие реакции автоматическими, что сберегает энергию и время – «потому что так принято».

Я ребенок – представляющий наиболее архаичный образец чувств и поведений, зафиксированный в раннем детстве, несет впечатления прошлых лет и может быть приспособившимся и естественный. Ребенок приспособившийся меняет свое поведение под Родительским влиянием, ведет себя так, как требует мать или отец, но к этому относится такое поведение как слезы или уход в себя. Естественный ребенок – спонтанный, может быть непослушным, творческим, радостным, очаровательным, полагаться на интуицию. Например, при алкогольном опьянении сначала отключается Родитель и начинает действовать естественный Ребенок.

Я взрослый – автономно направленный на объективную оценку реальности и вероятностей,  объективную обработку данных и незаменим для выживания в современном мире. У Взрослого собственные проблемы и способы достигнуть удовлетворения, например горные лыжи, парусный спорт, полеты – всё то, что требует вычислений и анализа. Взрослый регулирует деятельность Родителя и Ребенка и является объективным посредником между ними.

Трансакционный анализ

Трансакционный стимул – это когда несколько человек, встречаются и кто-то первый из-них заговорил, для подтверждения того, что заметил другого. Трансакционная реакция – реакция другого человека в ответ на стимул. Простой анализ определяет, какой состояние Я породило трансакционный стимул, а какое – реакцию. Трансации бывают дополняющие и пересекающиеся, простые и скрытые, а скрытые подразделяются на угловые и двойные.

Дополняющие трансакции: взрослый – взрослый, родитель – родитель, родитель – ребенок, ребенок – ребенок.

Дополняющие трансакции и реакции по Эрику Берну

Правила коммуникации:

  1. Коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока трансакции остаются дополняющими, т.е. продолжаться неограниченно долго.
  2. Коммуникация превращается при пересекающихся трансакциях.

Пересекающиеся трансакции агента и респондента

Психологически равные трансакции: 1 – 1, 5 – 5, 9 – 9.
Дополняющие трансакции: 2 – 4, 3 – 7, 6 – 8.

Эрик Берн - диаграмма взаимоотношений

Процедуры ритуалы

Трансакции общения  проходят сериями, которые идут зачастую в запрограммированной последовательности. Программирование может осуществляться обществом, жизненными ситуациями или личностной предрасположенностью, на одном из трех уровней: Родитель, Взрослый или Ребенок. Процедура – это серия простых дополняющих Взрослых трансакций, направленных на изменение действительности, с двумя состояниями: статический и динамический. Статическая реальность – включает все возможные распределения материальных объектов во Вселенной. Динамическая реальность – содержит потенциально возможные взаимодействия всем систем Вселенной, обладающих энергией.

Процедура целесообразна, когда исполнитель наилучшим образом использует имеющиеся в своем распоряжении данные и опыт, независимо от пробелов в своих знаниях.

Целесообразность – психический критерий, оценивается профессионалами в данной процедуре.

Эффективность – материальный критерий, оценивается путем наблюдения за результатами деятельности.

Ритуал – серия простых дополняющих трансакций, заданных внешними социальными условиями, передающаяся от Родителя к Ребенку. Многие Ритуалы утратили процедурную ценность и поддерживаются стремлением избавиться от чувства вины и заслужить одобрение Родителя. Они предлагают безопасный, внушающий уверенность и зачастую приносящий удовлетворение способ упорядочивания времени. Каждый ритуал – стереотипен, после первой трансакции, дальнейшее развитие можно предсказать, которое будет идти своим чередом и приведет к известному финалу, если не возникнуть какие-то особые обстоятельства. Разница в том, чем предопределяется их ход: процедуры программируются Взрослыми, а ритуалы следуют схемам, заданным Родителем.

Развлечения

Развлечения – способ проведения времени, с полуритуальными простыми дополняющими трансакциями, которые сгруппированы вокруг единой темы, целью которых является упорядочивание промежутка времени. Трансакции приспосабливаются таким образом, чтобы каждый участник получал максиму выгоды или вознаграждения за этот промежуток времени. Чем больше человек приспосабливается, тем больше получает каждый участник развлечения. Для разных социальных слоев характерен свой набор развлечений.

Развлечение – не только упорядочивание времени и способ взаимных поглаживаний, но и способ социального отбора, т.к. в завершении этого каждый из участников выбирает нескольких игроков, с которыми желает общаться и встречаться ещё. Другие участники отбрасываются, в независимости от того, на сколько они были приятными, искренними и искусными в развлечениях. Отбор действует на бессознательном и интуитивном уровне, образует основу для знакомых и может привести к дружбе.

Развлечения не смешиваются, между собой. Круг людей, которые играют в одну игру, будут не довольны, если кто-то к ним подойдет, начнет играть в другую, круг игроков будет сопротивляться вторжению. Индивидуум должен присоединиться к развлечению или мягко перевести тему разговора и уже тогда начинать новую игру.

Развлечения помогают человеку утвердиться в его роли и укрепить жизненную позицию. Человек утверждается в своей роли, если выглядит в ней убедительно – то есть если он не встречает антагонизма, или только укрепляется в ответ на антагонизм, или получает одобрение со стороны некоторых людей.  Утверждение роли укрепляет позицию индивида, и это можно назвать экзистенциальной выгодой развлечения. Позиция есть простое утверждение, которое влияет на все трансакции индивида, в конечном итоге определяет судьбу, а часто – и судьбу его потомков.

Выбор и закрепление позиции происходят начиная со второго и даже первого года по седьмой год жизни – задолго до того, как человек наберется достаточного опыта и знаний, чтобы принять такое серьезное решение. По позиции можно определить, каким было детство человека. И если не вмешается что-то или кто-то, то всю остальную жизнь он проведет, укрепляя свою позицию и справляясь с трудностями, которые ей угрожают. Будет избегать трудностей, отбиваться от некоторых их элементов или так манипулировать ими, чтобы эти обстоятельства из угрожающих стали благоприятными.

В конечном итоге, все развлечения служат стереотипным целям и дают играющим большие преимущества. Вследствие чего, люди играют так увлеченно и им становится приятно, когда партнеры относятся к ним творчески и благожелательно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*